Сообщение: 275
Зарегистрирован: 28.10.08
Откуда: россия, волгоград
Репутация:
0
Отправлено: 29.10.09 22:59. Заголовок: Запорожские и донски..
Запорожские и донские казаки, переселившиеся на Правобережье Кубани в начале XVIII века, создали самобытный общественный порядок. При этом военная сторона быта являлась определяющей, что сформировало особое отношение кубанского казачества к военно-профессиональной подготовке молодежи и ее патриотическому воспитанию. Методы общефизической и военно-прикладной подготовки базировались на традиционных состязательных единоборствах и специально разработанном комплексе владения оружием. Условия пограничной службы и регулярных боевых стычек с горцами способствовали тому, что у кубанских казаков отдельные физические упражнения и народные игры постепенно превратились в средства военно-прикладной подготовки с элементами единоборств. Типичной в этом отношении является детская игра середины XIX века «черкесы», освоение приемов борьбы в которой происходило в ходе индивидуальных и групповых взаимодействий конфликтного характера с включением захватов и бросков. Б соревнованиях борцов важное значение придавалось проявлению быстроты и ловкости. «То нэ козак, шо поборов, а той, шо вывырнувся», -- говорит кубанская пословица. Широкое распространение в Кубанской области рукопашных состязаний и регулярное вовлечение в них значительного количества участников способствовало развитию у основной массы мужского казачьего населения высоких бойцовских качеств.
Сообщение: 276
Зарегистрирован: 28.10.08
Откуда: россия, волгоград
Репутация:
0
Отправлено: 29.10.09 22:59. Заголовок: Запорожские и донски..
Запорожские и донские казаки, переселившиеся на Правобережье Кубани в начале XVIII века, создали самобытный общественный порядок. При этом военная сторона быта являлась определяющей, что сформировало особое отношение кубанского казачества к военно-профессиональной подготовке молодежи и ее патриотическому воспитанию. Методы общефизической и военно-прикладной подготовки базировались на традиционных состязательных единоборствах и специально разработанном комплексе владения оружием. Условия пограничной службы и регулярных боевых стычек с горцами способствовали тому, что у кубанских казаков отдельные физические упражнения и народные игры постепенно превратились в средства военно-прикладной подготовки с элементами единоборств. Типичной в этом отношении является детская игра середины XIX века «черкесы», освоение приемов борьбы в которой происходило в ходе индивидуальных и групповых взаимодействий конфликтного характера с включением захватов и бросков. Б соревнованиях борцов важное значение придавалось проявлению быстроты и ловкости. «То нэ козак, шо поборов, а той, шо вывырнувся», -- говорит кубанская пословица. Широкое распространение в Кубанской области рукопашных состязаний и регулярное вовлечение в них значительного количества участников способствовало развитию у основной массы мужского казачьего населения высоких бойцовских качеств. Ритуально-состязательной разновидностью традиционных казачьих единоборств был мужской обрядовый пляс, переходивший в бой на кулаках один на один («сам на сам»). Движения в плясе строго не регламентировались, по сути это была свободная импровизация в рамках традиции без строгих правил. Кулачный поединок носил ритуально-состязательный характер, то есть без целевой установки на реальное поражение противника. Главным в этом поединке была демонстрация окружающим своей жизненной силы, удали и молодечества.
Казаки применяли различные техники боевого пляса, зная, что одна лучше приспособлена к бою всадника, а другая к нуждам пехотинца-разведчика. Во всех этих танцах присутствовали движения с одинаковым определением «вприсядку», адаптированные к тренировочным упражнениям для подготовки к ведению боя. Дело в том, что во время боя казак мог остаться без коня, но драться было необходимо продолжать: тут-то и требовались навыки, полученные во время пляса «вприсяд». Традиции боевого пляса вприсядку дополняла техника украинского гопака. Среди шагов гопака выделялись: основной шаг, шаг «аркана», задний шаг, шаги «прибой», «чесанка», «дубоны», «стукалочка». Анализ названий подчеркивает их тактически-боевую направленность. Так, применяя шаг «дубоны», казак притоптывал ногами, производя шум, который отвлекал внимание противника. Бег включал в себя «дорожку», «дрибушку», галоп. Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее ловкость и координацию.
Сообщение: 278
Зарегистрирован: 28.10.08
Откуда: россия, волгоград
Репутация:
0
Отправлено: 29.10.09 23:00. Заголовок: Значительное вл..
Значительное влияние в процессе военно-физической подготовки казаков уделялось владению холодным оружием: шашкой, кинжалом и нагайкой. Это было связано с тем, что горцы — соседи кубанских казаков, прекрасно владели этим оружием, и последние стали заимствовать более удобное холодное оружие. С середины XIX века у казака «кинжал стал азиатский с произвольной оправою, привешиваемой к поясу, а шашка — азиатского образца с произвольной отделкой». Смена оружия вынуждала казаков вводить в систему военно-прикладной подготовки новые элементы, позволяющие сформировать навыки уверенного владения шашкой и кинжалом. Весьма эффективным оружием в ближнем бою у казаков была нагайка — старинное казачье оружие (существует много примеров, когда казаки с помощью нагайки стаскивали с лошади и наносили серьезные ранения своим противникам). Уважительное отношение к этому виду оружия проявляется в казачьем фольклоре: «Казак без нагайки — что монах без молитвы», «Нагайкой владеешь — силу имеешь».
Владению шашкой, кинжалом, нагайкой казака обучали с детства. Постановка удара при рубке шашкой происходила с помощью специального комплекса тренировочных упражнений. Почти все подготовительные упражнения были направлены на выработку у молодых казаков подвижности в кистевых, локтевых и плечевых суставах обеих рук. Одним из самых важных упражнений считалось круговое вращение шашки как согнутой в локте рукой, так и вытянутой вперед, что делало кисть сильной, подвижной и резкой. Другое упражнение — вымахивание руки сверху вниз направо и налево с прохождением клинком полного круга в 360 градусов. Рука должна была быть совершенно прямой и только проходя мимо бока чуть-чуть уходить вправо или влево, чтобы в будущем не зацепить клинком круп или ухо лошади. При исполнении удара рука должна быть не зажатой, а свободной и широкой в амплитуде движения при максимально вложенной в нее силе. Самое главное — как в этом упражнении, так и в реальном бою — не грубая, «ломовая» физическая сила, а техничность — быстрота, резкость и точность нанесения удара. Основным показателем хорошей скорости удара являлся свист при движении клинка. Если клинок не свистит — скорость мала. Чем выше скорость, тем тоньше свист.
Уникальным упражнением для обучения владением традиционным оружием являлась казачья техника «здаровацца», элементы которой используются в народных танцах и играх русских и украинцев. Основным техническим действием в технике «здаровацца» являлось употребляемое повсеместно шуточное рукопожатие-приветствие. На Кубани в технике «здаровацца» используют восемь ударов, наносимых двумя руками в двух уровнях: верхнем — на уровне щек и нижнем — на уровне почек. При этом траектория нанесения удара рукой аналогична траектории нанесения удара холодным клинковым оружием или нагайкой.
В заключение хотелось бы сказать, что казаками и рождаются, и становятся. Трансформация же лучших традиций общефизической и военно-прикладной подготовки в особые физические и морально-психологические качества, свойственные кубанскому казачеству в середине XIX — начале XX века, происходила посредством участия в традиционных состязательных единоборствах, в основе которых лежали особые гимнастические упражнения, джигитовка, конный спорт, умение владеть холодным и стрелковым оружием. Думается, что опыт прошлых лет может оказаться востребованным и в наши дни.
Источник: "Военно-исторический журнал", №2, 2007 г.
Широкую известность получили кубанские казаки как хорошие наездники. Только незначительная часть казаков не проходила военную службу в кавалерийских казачьих полках. Как известно, на военную службу казак шел со своим конем, выращенным и воспитанным им самим. На нем он лихо воевал с противником, а в мирные дни участвовал в конных состязаниях, джигитовал, удивляя зрителей своей ловкостью и сноровкой. Джигитовке обучали опытные отслужившие казаки, назначенные станичным атаманом. Обучение джигитовке включало упражнения как на коне, так и гимнастические упражнения с «искусственным конем». Джигитовка являлась естественным и необходимым разделом боевой науки всадников и была органичным продолжением техники боя вприсядку. В боевых столкновениях от казака требовалось умение драться и на коне, и под конем. Ведя бой на коне, казак умел наносить удары шашкой, стрелять с коня и из-под его брюха, джигитовать и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов).
Джигитовка подразделялась на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком, и на вольную, которая могла быть без оружия, походного вьюка или только с пикой. Упражнения для обязательной джигитовки включали: стрельбу с коня и рубку чучел, поднимание предмета с земли (справа и слева), подъем на коня пешего товарища, увоз раненого одним или двумя всадниками, соскакивание и вскакивание на коня в движении. Упражнения для вольной джигитовки были более сложными: умение положить коня на землю после резкой остановки, скачка «о дву-конь и три-конь» с пересадкой с одного на другой, скачки группами, стоя на коне, вниз головой, переворачивание в движении лицом к хвосту коня и скачка в таком положении, расседлывание скачущего коня, метание дротиков в цель на ходу. На Кубани искусство джигитовки казаки демонстрировали на специально организуемых состязаниях, проводившихся как Кубанским казачьим войском, так и непосредственно станичными правлениями. Показательные выступления по джигитовке обязательно включались в программу подавляющего большинства торжественных мероприятий. Например, на празднике, посвященном 200-летию Кубанского казачьего войска, в джигитовке участвовало 500 казаков. Наравне со взрослыми, в ней участвовали и подростки от 11 до 15 лет, показав себя отличными наездниками. Для награждения отличившихся в этом виде соревнования было выделено 19 шашек, 21 кинжал, 16 часов, 36 плеток, 31 нож. Благодаря своей эстетической красоте и спортивной зрелищности, джигитовка кубанских казаков получила широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
Здравствуйте Абрек! Посмотрел ролик Сибирских казаков с шашкой. Нет там работы с шашкой близко, что паказано на ролике, это мягко сказано шоу для не понимающего зрителя. Это примерно как у Ростовских казаков джигитка( тонцульки с шашкой). Я писал про это на форуме кавалерист. Шашка это серьезное холодное оружие, которым надо уметь пользоваться и владеть им. Нам надо открыть целую тему этому виду оружия и работы с ним, на прфессиональном уравне, отсеит все фонтазии, небылицы, легенды и просто не правду. Абрек, я хочу спросить Вас, на казарле Вы под этим псевдонимом? Тему про казачью джигитовку тоже надо поднять и правильно осветит ее. Эти темы чисто казачьи, про них больше надо знать казакам, желательно от профессионалов в этом вопросе.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет